Замечательно все сделали!
Спасибо.
Мастер-класс оказался полезным не только психологам, но и нам. Например, я на собственном опыте усвоила, что пары для работы на одной собаке нужно подбирать с учетом общности проблем

Правы специалисты, советующие формировать группы для занятий по проблемам.
В конце нашего выступления были заданы несколько вопросов, которые заставили меня задуматься. Например, был вопрос, а не перенесет ли ребенок модель поведения с собакой на занятии на других собак. Т.е. если на занятии он может тискать собаку, то не будет ли он также пытаться потискать любую другую незнакомую собаку. Конечно, мы объясняем ребенку, как нужно общаться с собакой, но вот не объясняем же мы ему, что не все собаки одинаковы. Теперь я задумалась, как это донести до детей в процессе занятий.
А один вопрос меня просто убил. Задала его пожилая женщина-психолог. Предыстория вопроса. Рома - ребенок с аутичными чертами поведения. Он на показе упражнений тискал Нику, сжимал в кулаках ее лапы, отводил заднюю лапу в бок, обнимал ее. В общем, не церемонился с собакой. Конечно, мы показывали, как нужно ребенка переключать с опасных действий, выводить необходимые тактильные стимулы ребенка на более безопасный для собаки уровень. Так вот эта дама подошла и спросила следующее (дословно): "Ну, вот с Пашей понятно. Эффект на лицо. Но вот нужно ли мучать собаку, занимаясь с Ромой?"

Меня убил этот вопрос. Неужели это мог сказать психолог? Самое интересное, что, хоть и, на первый взгляд, Рома на мастер-классе вел себя безобразно, но именно здесь мы получили огромный сдвиг. Во-первых, Рома сам себя стал стимулировать, обнимая Нику и потирая лицо о шерсть собаки. А, во-вторых, он впервые адресовал мне обращенную речь. Он посмотрел прямо на меня и сказал "мама", показав на сидящую в зрительном зале мать. А когда я отреагировала на его реплику, он был просто счастлив. Уже в это воскресенье он при кормлении собаки начал произносить "на". Также и при игре в мяч, начал протягивать руку и говорить "на". (Ну, многие дети в самом начале заменяют "дай" словом "на"). И, наконец, Ника при всех "мучениях" старалась лизнуть Рому в лицо при первой же возможности, а в воскресенье очень обрадовалась его приходу и с удовольствием занималась. Разве это похоже на "замучанную ребенком собаку"?