КАНИСТЕРАПИЯ

Не будем забывать о том, что бордер колли - рабочая собака!Поделитесь своим опытом в этом форуме!!!А может быть у вас появился щенок и с ним возникли проблемы в воспитании...Спрашивайте здесь!
Ответить
Сообщений: 249 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 ... 17 След. Страница 1 из 17

Сообщение
Автор
30 окт 2009, 10:55
Это конечно не спорт, и даже не совсем дрессировка, но обучение собаки однозначно. Возможно кого-то из владельцев бордеров заинтересует эта сфера общественно-полезной деятельности.

Для начала общая информация- мы готовили материалы для ознакомительного буклета:

(С.Акимова, В.Акимoва, О.Ткаченко)

В середине 50-х годов прошлого столетия в медицине появилось особое направление — анималотерапия (от англ. "animal" — "животное") (зоотерапия). Родоначальник анималотерапии — нью-йоркский врач-психолог Борис Левинсон, практиковавший в середине прошлого века. Как это иногда бывает, все началось случайно: как-то к врачу, у которого жила дворняга Джинглс, пришла дама с сыном, страдающим серьезным психическим расстройством. К удивлению врача и матери замкнутый, мрачный ребенок совсем не испугался пса и сразу начал его гладить и обнимать. Левинсон дал мальчику наиграться с Джинглсом и решил продолжить их общение — в результате ребенок очень быстро поправился. Позже Левинсон продолжил свои эксперименты с участием разных животных, и его пациентами стали не только дети, но и взрослые. Общение с животными стало применяться не только для снятия нервного напряжения, но и для исцеления людей с весьма серьезными диагнозами. Но подход Левинсона нельзя назвать бесспорным новаторством: еще в XVIII веке при английской психиатрической больнице «Йорк Ретрит» содержался целый «штат» собак, кошек, кроликов и птиц. Главврач клиники считал, что пациенты, заботясь о своих братьях меньших, получают заряд положительных эмоций.

Есть различные виды анималотерапии- рейтертерапия, дельфинотерапия, в России есть свое ноу-хау — тюленетерапия. Из всех видов анималотерапии в Латвии доступны пока рейтертерапия и сравнительно недавно общества "Учебный центр служебного и спортивного собаководства Inter sport Canis" и „Саулес сунс” стали развивать направление канистерапии («канис» по латыни «собака»).

В большинстве стран Европы, в Америке и России все виды анималотерапии широко распространены. Собаки-терапевты являются штатной единицей во многих пансионатах , больницах и реабилитационных центрах . Многочисленные иследования подтвердили благотворное влияние специально обученных собак; регулярно проводятся семинары и научные симпозиумы на эту тему. Занятия со специально обученными собаками помогают при таких весьма серьезных диагнозах, как аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), сердечно-сосудистые заболевания, депрессия и многие другие. Огромный плюс этого метода в том, что у него практически нет нежелательных побочных эффектов, а единственное противопоказание к канистерапии- это аллергия на собаку. И что немаловажно, эффект от занятий не пропадает и тогда, когда животное уводят.

Каким образом проходят занятия и как возникает полезный эффект канистерапии? Ребенку, например, предлагают свободно общаться с собакой — кормить ее, вычесывать, выгуливать. Уход за собакой и игры с ней способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Ребенок начинает больше двигаться. Правильная и чёткая подача команд стимулирует развитие речи. При этом голосовые приказы дублируются жестами. Видя, как животное слушается его, у ребёнка, помимо положительных эмоций, вырабатывается уверенность в собственных силах, способностях строить отношения, общаться. Дети , имеющие травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутые в себе, проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей. Канистерапия может помочь в развитии у них: 1) чувства доверия через обеспечение безусловного принятия и любви, а также могут служить как переходный объект; 2) чувства независимости и инициативности, терпения и самоконтроля; 3) чувства собственной значимости и компетентности, самооценки; 4) эмпатии. У детей с ДЦП уменьшается спастика, улучшается и возобновляется координация, становятся более сбалансированными процессы возбуждения и торможения ЦНС, образуются новые условные рефлексы. Кроме того, животные помогают справиться с высоким уровнем тревоги, постоянным беспокойством. Общение с собакой даёт защиту от неврозов и других последствий стрессов. Немаловажным является и психоэмоциональный фактор- ребёнок не воспринимает общение с собакой как очередной курс лечения (конечно если родители об этом не скажут). Он просто получает удовольствие, радуется общению. И собака тоже искренне радуется- ей неважно, какая у ребёнка внешность и физические или психические особенности, ее приводит в восторг сам факт существования маленького человечка и возможность находиться рядом. Тяга и любовь собаки к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.

Занятия проводятся специалистом-кинологом со специально обученной собакой. Программа занятий составляется и корректируется с участием эрготерапевта: для каждого ребенка создаётся индивидуальная программа, учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат. Для работы с особыми детьми собака и хозяин проходят специальное обучение, затем тестирование. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.
30 окт 2009, 11:11
Год назад, 15/16.11.2008, во время проведения международной выставки „Zooekspo’2008” ЛКФ организовала семинар по канистерапии. Польские коллеги рассказывали о том, что такое канистерапия, познакомили с кодексом этики кинотерапевта (так в Польше специалист, работающий с собакй-терапевтом называется), познакомили нас с тем, как эта деятельность организована в Польше. И конечно показывали работу собак! Ну а мы воспользовались возможностью неформального общения и говорили в поляками два дня с небольшими перерывами :grin:

Из лекции поляков 15.11.

Существуют следующие виды активностей:

1)встречи с собаками. Занятия, цель которых создать позитивный контакт между человеком и собакой. Могуть проходить в группе и индивидуально, одноразово и многоразово. Проходят без сценария и не документируются.

2) обучение с собакой. Цель занятий улучшить интеллектуальноы и познавательные способности. Обычно занятия проходят в детских садах и школах, по специальному сценарию. Собака используется как "научное вспомогательное средство", мотивирует детей учиться и, создавая дружественную среду, повышают способности получать знания. Занятия документируются.

3) терапия с собакой. Комплекс упражнений, направленный на достижение конкретной, запланированной реабилитационной цели по специальной методике, согласованной с лечащим вречом или реабилитантом. Индивидуальный подход к каждому участнику занятий. Занятия полностью и тщательно документируются. Занятия проводятся индивидуально или в очень маленьких группах.

Показатели к занятиям канистерапией:
- проблемы в психической сфере;
- проблемы в физической сфере;
- проблемы в интеллектуальной сфере;
- проблемы в общественной сфере (проблемы в общении).

Противопоказания к занятиям канистерапией:
- аллергия на собачью шерсть;
- открытые раны;
- болезни кожи;
- инфекционные болезни;
- нааличие паразитов;
- повышенная температура.

Какой должна быть собака-терапевт?

Не всякая хорошая семейная собака может быть терапевтом. Собака-терапевт должна быть общественной- конечно социализированной, с общим послушанием на высоком уровне; должна быть послушна у всех (т.е. выполнять команды не только хозяина, но любого человека); собака-терапевт должна быть прогнозируема- всегда, везде и в любых ситуациях; и конечно собак-терапевт должна быть подчиняющейся. От собаки требуется осмысленное послушание, а не механическое бездумное выполнение приказа.

Щенок, с которым планируют заниматься канистерапией, с ранних дней должен быть в контакте с людьми, разными и многими- контакты не должны ограничиваться только заводчиком и его семьёй; с ним надо много играть и конечно заниматься. Первые тесты проводятся в возрасте 5-7 недель, а в 6 месяцев собака сдаёт экзамен на собаку-терапевта. Вернее экзамен ещё не на терапевта, а скорее на допуск к обучению, потому что процесс, начинающийся после этого экзамена поляки описали очень просто и ёмко: "Собаку обучают. Обучают. Обучают. И ещё обучают" В общем прям по заветам дедушки Ленина всё происходит (и мне это очень нравится! Канистерапия- это не "погладьте мою собаку, ей это так нравится а вам полезно"). Что интересно- поляки, общаясь с нами со Светой и моей собакой после семинара и видя Эргошины умения, сразу спросили каким образом (способом) мы обучаем своих терапевтов. И были очень удовлетворены узнав, что это обучение происходит на позитиве. Они отметили, что собак-терапевтов следует обучать оперантными методами и использовать положительное подкрепление.

Какие породы собак могут использоваться в канистерапии.

Польские кинотерапевты считают, что нежелательно (в принципе звучало слово нельзя) использовать:
- собак служебных пород- таких как немецкая и бельгийские овчарки, доберман, ризеншнауцер и т.д.; слишком сильны охранные инстинкты и собака может среагировать на неожиданное резкое движение ребёнка;
- собак бойцовых пород- думаю понятно почему
- спортивных собак- беговых и др.
- ездовых собак (кроме самоедов) - из-за исторически сложившейся слабой связи с человеком;
Есть ограничение и для пастушьих собак- это в основном касается собак с сильным пастушьим инстинктом (например бордеров рабочего разведения )

Рекомендуется использовать собак-компаньонов, охотничьи породы, пастушьи (типа колли)- т.е. собак, у которых сильная породная взаимосвязь с человеком и нет агрессии (это конечно я очень упрощённо сказала, но надеюсь понятно :wink: )
30 окт 2009, 11:17
Вроде форумчане уже знают, но на всякий случай немного о себе- меня зовут Влада, живу и занимаюсь с со своим бордером Эрго я в Риге. Канистерапией начали заниматься в 2007 году, первая поездка была в Кризиснывй центр для детей, пострадавших от насилия. Именно там мы и увидели наглядно обалденный эффект канистерапии! Вернее, если бы психологи и другой персонал Центра нам бы не сказал, то мы никогда бы и не узнали, что весело играющие с собаками и лезущие во все активности дети имеют проблемы с общением. Персонал кризисного центра сам остался в шоке в самом лучшем смысле этого слова :) А вот выступление перед этими детьми было самым тяжёлым в эмоциональном смысле- они долго не реагировали на выступление собак, мы уже даже занервничали... Ни в одном другом центре для особых детишек такого не было- там дети открыты для общения.

Ну а теперь о пользе канистерапии в домашних условиях :grin:

Дело было давно, почти год назад (я в нашей персоналке это ставила, многие уже видели). Дочке на тот момент было 2,5 года:

Оценив размер бардака, в очередной раз причинённого одним маленьким ребёнком, вспомнила, что вообще-то у меня ведь есть собака-терапевт, и ребёнку процесс уборки квартиры можно преподнести не в виде обязаловки и нудного занятия, а как очередное весёлое развлечение. Ну а у Эрго внеплановая тренировка получилась ;)

Собираем кубики. Прям даже не знаю, что в этом навыке важно отметить с точки зрения канистерапии и обучения дитя... И цвет-форму попутно учить можно, и к порядку приучаем, и развитие мелкой моторики (берёт кубики в руку), и развитие совсем немелкой моторики и координации- бегает по квартире за разбросанными кубиками, наклоняется-выпрямляется. А если ещё и специальные развивающие игрушки вместо кубиков взять, да ещё с разными поверхностями, то процесс совсем в медицинский превратится...
Изображение

Изображение

Изображение

Собака выступает в качестве мотивационного объекта. Ну и просто веселей именно так с бардаком расправляться :wink:

Кстати, совершенно неожиданный и незапланированный эффект фотосессии с кубиками - моя дочь собирала кубики забрасывая их в ведёрко, так сказать "с размахом", но Эрго явно был не в восторге от такого способа сбора. Я Лизу во время этой фотосессии учила складывать кубики аккуратно, не кидая и не швыряя с силой. Так она до сих пор их собирает нежно, и меня теперь учит: "Не кидай!" Главное эффект как всегда стойкий и длительный, и сохраняется в отсутствие собаки :Bravo:

То же самое задание, но на видео Домашняя канистерапия- или развивающая трудотерапия для ребёнка :razz: Задание: собирать только деревянные кубики- т.е. параллельно ещё и учится узнавать структуру предметов. :)

Последний раз редактировалось dresetajs 30 окт 2009, 11:43, всего редактировалось 1 раз.

30 окт 2009, 11:34
Ну и немного фото с серьёзных занятий. По просторам интернета в поисках бордеров в канистерапии рыться не буду- на фото мой Эрго.

В реабилитационном центре для детей, больных детским церебральным параличём:
Изображение

Изображение

Изображение
(Цверг и шелть тоже мои :wink: )

В Лиепайском районе, ознакомительная лекция для родителей и занятиях для особых детей:
Изображение
Аджилити, оно и в канистерапии пригодится! :wink:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
30 окт 2009, 11:35
Собственно, к чему тема-то затевалась :wink: -

28 ноября в Москве состоится семинар по канистерапии. Если я правильно понимаю, то организатор Учебно-кинологический центр "Собаки - помощники инвалидов". Мы (представители Латвии) едем!
02 ноя 2009, 12:48
Объявление о семинаре по канистерапии в Москве:

"28 ноября (суббота) пройдет второй теоретический семинар "Солнечного Пса". Начало в 10.30.
Вначале пройдут обычные занятия для детей. По окончании занятий состоится собственно семинар: введение в проблематику и специфику канис-терапии.

Семинар, естественно, бесплатный, но только по предварительной записи. Слушатели семинара не имеют права приводить с собой собственных собак - это строжайше запрещено администрацией школы, в которой и будет проходить семинар.

Желающие записаться на семинар пишут на почту Юлии Горбатовой mumi-life@narod.ru письмо со своими данными: ФИО, место жительства (город, страна), контактный телефон.
Или те же данные сообщают по тел 456-72-40, 8 906 031 22 63, Татьяне Любимовой.
Мы не можем обеспечить иногородних местами для проживания, поэтому, пожалуйста, будьте внимательны и не переоценивайте свои возможности.

Программа семинара:
1 Практическая часть-
открытый урок, мы проведём обычное занятие "Солнчного Пса",в группе и индивидуальные, с детьми разного возраста, с разными диагнозами и разным уровнем подготовки.
2 Перерыв на чай
3 Теоретическая часть:
-доклад дирекора УКЦ "Собаки- помощники инвалидов" Елены Николаевны Орочко "О требованиях, выборе, тестированиии и подготовке собак для канис- терапии"

-доклад руководителя группы канис- терапии "Солнечный Пёс" Татьяны Любимовой "Теоретические и практические основы работы группы канис-терапии "Солнечный Пёс".
-доклад психолога группы "Солнечнный Пёс"Татьяны Никиной "Канис- терапия как средство психологической реабилитации детей с особенностями развития"
-доклад членов общества "Учебный центр служебного и спортивного собаководства" (Рига) о канис- терапии в Латвии
-сообщения участников семинара о своём опыте работы( по желанию, регламент- не больше пяти минут)
-ответы на вопросы "
02 дек 2009, 17:38
28-29 ноября команда Учебного Центра Служебного и Спортивного Собаководства "Inter Sport Canis" была в очередной командировке в Москве и Подмосковье. Ездили Светлана Акимова, Владислава Акимова и бордер колли Эрго, Елена Филонова и немецкая овчарка Прада, цвергшнауцер Эра; Ирина Попёнока и лабрадор-ретривер Рэйчел. Подробнее о каждой активности будет рассказано в соответствующих темах, общий рассказ о поездке здесь :)

28 ноября в Москве проходил семинар по канис-терапии, организованный группой "Солнечный пёс" Учебно-Кинологического Центра "Собаки-помощники инвалидов".
Участники семинара (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Латвия-Рига):
Изображение

Диагнозы и возраст всех детей были очень разные. Первая половина семинара состояла из практических занятий. Сначала было показано и откомментировано занятие в группе. В группе были собраны дети с различными диагнозами, все занимаются уже достаточно давно.
Татьяна Любимова рассказывает в каком положении должна быть собака относительно ребёнка при начале занятия, какая амуниция на собаке, как держать поводок и т.п.:
Изображение

Группа детей с опорными инструкторами, начало занятия:
Изображение

Особые дети самостоятельно синхонно выполняют упражнение:
Изображение

Света и Аня готовятся к демонстрации трюков:
Изображение

И работа с собаками- Ника и Тайна, "Зайчик":
Изображение

"Вальс":
Изображение
На самом деле сделать правильное движение для ребёнка с нарушенной координацией и пространственной ориентацией совсем не так и просто...

"Змейка" в исполнении Ани, инструктора Юлии и лабрадора Нэя:
Изображение

Индивидуальные занятия - диагнозы и возраст детей опять же очень разные.
Изображение

Изображение

Работа над восстановлением пропущенных этапов онтогенеза:
Изображение

Изображение

Сначала надо войти в ритм занятия:
Изображение

Расслабление:
Изображение

И опять работа:
Изображение


По окончании практической части был перерыв на чай, который плавно перерос с теоретическую часть семинара, состоявшую из:
- доклада дирекора УКЦ Елены Николаевны Орочко "О требованиях, выборе, тестированиии и подготовке собак для канис- терапии". Доклад длился достаточно долго, 1,5 часа, но и вопросы были затронуты серьёзные, и освещены достаточно глубоко. Во избежание возникновения прецендентов УКЦ "Собаки-помощники инвалидов" принципиально работают только с голденами и лабрадорами;
- доклада руководителя группы канис- терапии "Солнечный Пёс" Татьяны Любимовой "Теоретические и практические основы работы группы канис-терапии "Солнечный Пёс";
- доклада представителей общества "Учебный центр служебного и спортивного собаководства" о канис- терапии в Латвии;
- доклада психолога группы "Солнечный Пёс" Татьяны Никиной "Канис- терапия как средство психологической реабилитации детей с особенностями развития".

Ну а затем было свободное общение участников семинара, вопросы и ответы, обсуждения. Даже по окончании официальной части семинара мы никак не могли расстаться, несмотря на темноту за окнами, достаточно позднее время и длинную дорогу к месту ночёвки- не хотелось упускать возможность пообщаться и расставаться с единомышленниками. :)
02 дек 2009, 19:09
Боже, Влада, как мне это всё знакомо. В нашем маленьком Пскове я занималась канистерапией в далёком 1997 году в псковском реабилитационном центре для детей - инвалидов с множественными нарушениями, кроме того я по 1-ому выс. образ-ю "олигофренопедагог" и одной из глав моих курсов. работы и диплома, была именно глава, посвящённая возможности реабилитации детей-инвалидов с множ. нарушениями посредством контакта с животными. Будете смеяться, но тогда в моём распоряжении были две собаки: маленькая Барби(цвергшнауцер)и..любимец детей, тигровый Хенкс породы.......бойцовой БУЛЬТЕРЬЕР. И с Барби, и с Хеником был достигнуты результаты, пусть для окр. - маленькие. но для специалистов центра -педагогов -дефектологов - значительные. К сожалению, у меня есть фото только с работой бульки, да и то с пленочного фотоаппарата. Если интересно, я попытаюсь их отсканировать и выложить в тему. Что ж касается работы в данной сфере с бордером, то.....моя морда громкоговорящий элемент и для работы в данном направлении -не подходит. + нам нежелательна в принципе другая работа, кроме поиска. Я сама уже иду в разрез с требованиями службы. Правда, если есть время, то мы регулярно выезжаем в детские дома области, колонии, да ещё забыла, по полной мы работаем со слабослышащими детьми и глухонемыми людьми. Вот в вкратце и всё.
02 дек 2009, 22:12
Ёжики

Конечно интересно, причём абсолютно ВСЁ!
Насчёт громкоговорящести- у меня тоже вполне орущий бордер, но когда на занятии захотела показать ребёнку трюк Чтение и перессказ книги он "потерял" дар речи. Я впала в дрессировщицкий максимализм :oops: и только через время заметила, что ребёнок просто боится, а собака моя это давно просекла и молчит как партизан. Изобразили команду Стыдно, причём на двоих :grin:
Я была потрясена, что бордер- это не только жажда деятельности любыми путями, но ещё и реальная оценка особых детей, и подстраивание под них. Самое прикольное, что через некоторое время Эрго с этой боящейся лая девочкой в прятки-ПСС играл: она пряталась, а он её находил и лаял. Девочка была в полном восторге!

Последний раз редактировалось dresetajs 03 дек 2009, 10:13, всего редактировалось 1 раз.

02 дек 2009, 22:23
dresetajs писал(а):
Ёжики

бордер- это не только жажда деятельности люыми путями, но ещё и реальная оценка особых детей, и подстраивание под них.


Вот это дааа! Читала подобную историю об Олли Татьяны Любимовой... Но каждый раз слыша такое поражаюсь! Какие необыкновенные бывают собаки! Собаки-психологи...
03 дек 2009, 00:01
Влада, пробую загрузить фото занятий по канистерапии с бультерьром Хеней. (Хен в наморднике по просьбе педагогов-дефектологов).

дети в основном с диагнозами: ДЦП, с. Дауна, фенилкинатурия и аутизм. Абсолютно у всех стоит олигофрения в степени имбецильности и идиотии (самые тяжёлые дети с множественными нарушениями).

Изображение
03 дек 2009, 00:09
Ёжики
Не видно:((( Радикал сам уменьшает фотографии(там можно задать размеры), а копировать нужно третью (полный размер)или вторую (с миниатюрой предпросмотра) ссылку, тогда будет видно

Border Collie... Brains Before Beauty...
03 дек 2009, 00:19
Изображение


Изображение
03 дек 2009, 00:30
Изображение
03 дек 2009, 00:49
мальчик Илюша, с частичной мышечной атрофией, осн. диагноз ДЦП с множ. нарушениями.
Изображение
К сожалению, Хени нет уже как 9 лет в живых, некоторых детей.....тоже:(((
при помощи псов у детей развивали СБО(социальнобытовые ориентировки, пространственные ориентировки; наглядным методом подражания выполняли те или иные трюки, у некоторых детей с частичным присутствием речи ..появился новый набор слов по "кинологии"(баби, баер. хе и.т.п..), неплохо решались и проблемы и с настроением детей(улучшался психоэмоциальный фон, дети с аутизмом были вынуждены обращаться к педагогам за определённой помощью), да всего и не перечислишь сразу.

Сообщений: 249 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 ... 17 След. Страница 1 из 17
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0